Чтение без границ
По ассоциации с "репортерами без границ". Мысли, навеянные чтением без разбора.
Вячеслав Денисов "Месть по закону" - "четверочка с минусом". Как менты конфисковали у воров "общак", да потеряли. Все думают, что он у судьи Струге. И охотятся на него и воры, и менты. Обложили со всех сторон "волки позорные". Его последняя надежда - иностранный журналист.
"Когда Струге справился о желании Приттмана поучаствовать в "мероприятии по разоблачению российской организованной преступной группировки", журналист воссиял. О такой удаче он не мог и мечтать!"
Но "то что на Западе трактуется "лояльность закону",...в Тернове именуется как "ссученный". В профессионально-криминальных кругах это звучит более конкретно - "быть на подсосе у мусоров". Однако что русскому в падлу, то немцу в радость".
Уже после удачно проведенной операции Струге поучает журналиста. "И вам никогда не понять мысль русского преступника. Потому что никогда не предположите, например, что вегетарианец не тот, кто любит животных, а тот, кто ненавидит растения. Нужно жить в России по ее законам, чтобы понять ее. Но до конца ее никогда не понять". Наука логика.
Удачная фраза. "Его натянули, как приватизацию на ваучер". Ну не любит русский мужик рыжего Толика. В деревнях собак его фамилией называет.
Финал. Струге с другом прокурором покоцал или посадил всех воров и коррупционеров в Тернове. Даже в Штатах достал своего врага. Дал взятку американскому судье, чтобы тот вынес ему законный приговор. Такая вот вариация на тему "Умом Россию не понять".
Зинаида Гиппиус "Роман-царевиц" - "три балла". Хоть повесть и написана сразу после первой русской революции, но читается как какая-то пародия на жизнь революционеров. Как сказал бы Станиславский, "не верю". Забавный пассаж про парижскую эмиграцию.
"Еврейку с дорогим ожерельем ждал внизу собственный автомобиль. Она тоже "пострадавшая"; и у нее, и у ее мужа - богатый родители; когда кончилось "страдание", старики наперерыв стали скрашивать изгнанническую жизнь детей. Благотворительность позволяется умеренная, но зато папаша подарил дочке виллу в Каннах, а другой папаша - сынку автомобиль "Мерседес". - Любовь новых русских к "меринам" имеет давние корни, однако.
Главный герой вербует на дело бывшего революционера. "С кривой усмешкой в усы Роман Иванович заметил: - Сегодня у нас свидание двух императоров. Или, по крайней мере, совещание полководцев. Войска маловато, да ничего, солдаты, коли постараться, будут надежные". Не доживет Роман до триумфа, застрелит его сообщник за предательство революционных идеалов, за манипулирование людьми, за соблазнение чужой невесты. А через четверть века Коба скажет: - Бухарчик, мы с тобой - Гималаи!
Отто Вейнингер "Пол и характер" - "три с плюсом". Всю херню, типа у женщины нет души или "женщина должна внутренне, искренне, по доброй воле отвергнуть половой акт", надо фильтровать. Тогда можно найти и жемчужины. Как говорит один друг, "коллега Н. гонит много лажи, но иногда выдает жемчужины, а коллега НН. тоже гонит много лажи. Но это не означает, что они равноценны. Жемчужин ведь он не приносит".
"Количество всевозможных выражений лица какого-нибудь человека можно принять за критерий его дарования".
"Золя, столь хорошо понимающий мотивы убийства из страсти, тем не менее ни одного подобного убийства не совершил бы сам, а именно потому, что в нем таится еще так много другого. Действительный убийца этого рода является жертвой своей страсти; в художнике же, изображающем его, искушению противится все богатство его духовного мира".
"Основатель религии, этот наиболее обремененный виною человек, хочет и должен принести людям то, что ему удалось: заключить союз с божеством. Он отлично знает, что насквозь пропитан преступлением, пропитан в несравненно большей степени, чем всякий другой человек; но искупает величайшую вину свою смертью на кресте".
"Половой акт служит не средством забыться, как у римлян, у греков - в вакханалии. Нет, в нем современный человек хочет найти себя, в нем он ищет содержания своей собственной пустоты".
Гений, в отличие от обычных людей, слышит и музыку сфер, и голоса бесов, и много еще чего. Некоторые от такой какофонии сходят с ума, но это слабоватые гении. В принципе, каждый может стать гением по мнению автора, но ты себя спроси вначале, мне это надо? Нагрузочка та еше. Не этим ли объясняется самоубийство Вейнингера?
Герман Гессе "Игра в биссер" - "пять баллов". Редкий читатель доползет до середины этой книги, пытающейся ответить на вопрос, "что будет с человеком при коммунизме?" Коммунизм построен в отдельно взятой горной стране Касталия. "Везде боролись, убивали, разрушали, и каждая сторона делала это с верой, что борется за Бога и против дьявола". На обломках родилась Касталия.
"Поскольку для касталийцев не существует денег и почти не существует собственности, продажной любви тоже не существует. В педагогической провинции дочери местных жителей обычно выходят замуж не слишком рано, и в годы до брака студент или ученый кажется им особенно подходящим любовником; он не интересуется происхождением и состоянием возлюбленной, привык считать умственные способности по меньшей мере равным житейским, обладает, как правило, фантазией и юмором и должен, поскольку денег у него нет, платить самоотверженностью больше других" - правильно, гусары денег не берут.
Главному герою, магистру игры Кнехту не дает покоя "другой мир, где царили не дисциплина и духовность, а инстинкты и который представлялся радевшим о касталийской добродетели то страшной преисподней, то соблазнительной площадкой для игры и гулянья".
С ним спорит его друг. "Мировая история - это бесконечный, бездарный и нудный отчет о насилии, чинимом сильными над слабыми, и связывать настоящую, подлинную историю, вневременную историю Духа с этой старой, как мир, дурацкой грызней честолюбцев за власть и карьеристов за место под солнцем, а тем более пытаться объяснить первое через второе - это уже измена Духу, напоминающая ему, Тегуляриусу, одну популярную секту 19 или 20 века, о которой ему как-то рассказывали, всерьез верившую, будто жертвы древних народов богам, а также сами эти боги, их храмы и мифы были, как и все другие прекрасные вещи, были следствием поддающегося точному исчислению дефицита или, напротив, избытка пищи и труда, результатами разрыва между заработной платой и ценой хлеба, а искусства и религии - ложными фасадами, так называемыми идеологиями, прикрывавшими занятое голодом и жратвой человечество" - "Ленин и теперь жалеет всех живых"?
Жизнь в Касталии становится невыносимой для Кнехта. "Я ищу, наоборот, риска, трудностей, и опасностей, я жажду реальности, задач и поступков, но и лишений, но и страданий".
Его девиз -
"Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Все шире быть, все выше подниматься!"
Кнехт догадывается, чем поход в мир может закончится. Он еще в молодости написал повесть про индийского царя.
"Покинул он мирную тишину леса, благочестивого одиночества, утратил соседство и живой пример святого йога, утратил надежду стать его учеником и последователем, обрести глубокий, лучезарный, непоколебимый душевный покой мудреца, освободиться от битв и страстей жизни. Соблазненный красотой Правати, опутанный и зараженный ее честолюбием, он покинул путь, на котором только и можно обрести свободу и покой".
Все же Кнехт переходит Рубикон - "А он мятежный просит бури". И буквально через неделю тонет в холодном озере, купаясь с учеником.
"Отчаяние Бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, Он посылает его нам, чтобы пробудить в нас новую жизнь. А когда Он посылает нам смерть, когда Он освобождает нас от земли и тела, то это большая радость. Получить разрешение уснуть, когда ты устал, и сбросить бремя, которое ты нес очень долго".
Но Кнехт успевает оставить след в душе ученика. Да не прервется нить Духа.
Главная страница ОПЗ
Комментариев еще нет.