|
| yura 03.05.2009 14:52
1. Определение тональности по ключевым знакам с помощью таблиц.
Каждому набору ключевых знаков соответствуют две тональности, называемые параллельными: одна из них - мажорная, другая - минорная. Тоника минорной тональности лежит на малую терцию (полтора тона) ниже, чем тоника мажорной.
Пример: один диез при ключе. Этой ситуации соответствуют параллельные тональности соль мажор и (соль минус полтора тона) ми минор.
Т.о., по ключевым знакам вы можете понять, что произведение написано в какой-то из двух параллельных тональностей: например, если в ключе стоит два диеза, то перед нами либо ре мажор, либо си минор. (Либо соответствующий мажоро-минор, либо где-нибудь в середине тональность меняется «без объявления войны»... Не будем углубляться, только основы, ОК?)
Чтобы определить тональность более конкретно, надо искать тонику проще всего найти ее ушами: проиграть кусок мелодии, лучше ближе к концу. Тоника узнается как «звук, на котором в любой момент можно мелодию закончить». Проверяем: посреди мелодии, ни с того ни с сего играем звук, который мы заподозрили в том, что он тоника. Если возникло ощущение естественной такой, прочной завершенности - это действительно тоника. Если вы умеете находить тонику в нотах глазами - по аккордам, по развитию мелодии или как-то еще - это замечательно.
Пример: при ключе один бемоль. Этой ситуации соответствует либо фа мажор, либо ре минор. Вы нашли тонику, это оказалась ре. Значит, ре минор. (О минорности вы могли догадаться и по аккордам, и по общему «настроению» мелодии, и по случайным знакам может быть. Но могли и не догадаться и все равно определить тональность правильно по знакам и найденной тонике.)
Зная все это, вы можете определять тональности по таблице, в которой нарисовано, что таким-то знакам соответствуют такие-то тональности. Эти таблицы можно найти в самых разных музыкальных пособиях. Но самое приятное - научиться обходиться без таблиц, не заучивая их наизусть.
2. Как вычислять мажорные тональности без таблиц.
2.1. Диезные тональности. Порядок появления диезов при ключе (вот это надо наизусть!): ФА - ДО - СОЛЬ - РЕ - ЛЯ - МИ - СИ
Правило: Тоника мажорной тональности лежит на полтона выше «последнего диеза» в ключе. Например, в ключе четыре диеза, это будут фа-до-соль-ре. Последний диез - ре-диез. Плюс полтона = ми. Значит, четыре диеза означают тональность ми мажор (либо параллельный ему до диез минор.)
И наоборот: узнаем, сколько диезов в тональности ля мажор. (Там диезы. Пока просто поверьте.) На полтона ниже ля - соль-диез: это последний диез в ключе, значит, всего в ключе будут фа-до-соль - три диеза.
2.2. Бемольные тональности. Порядок появления бемолей при ключе (тоже наизусть): СИ - МИ - ЛЯ - РЕ - СОЛЬ - ДО - ФА
Правило: Если в ключе бемоли, то тоника мажорной тональности соответствует «предпоследнему бемолю». Например, бемолей пять: си-ми-ля-ре-соль. Предпоследний - ре. Значит, это ре-бемоль мажор. Параллельный минор = ре-бемоль - полтора тона = си-бемоль, значит си-бемоль минор.
Обратная задача: сколько бемолей в ми-бемоль мажоре? Ми-бемоль окажется в ключе предпоследним, а по порядку появления он второй (см. п.2.2) - значит, всего бемолей будет три.
3. Как выяснить, «диезная» тональность или «бемольная»?
Ну, если в названии тональности уже фигурирует диез или бемоль - вопрос отпадает.
До мажор и ля минор - нет знаков при ключе.
Большинство бемольных мажорных тональностей содержат слово бемоль. Из мажорных надо запомнить только фа мажор: там один бемоль, это вписывается с в закономерность, кстати.
Если мажорная тональность не содержит слова бемоль, то она, скорее всего, диезная. Исключения - фа мажор (один бемоль), до мажор (нет знаков).
4. Если нужно узнать знаки минорной тональности - найдите параллельную мажорную и вычисляйте для нее.
Примеры: Какая минорная тональность соответствует шести бемолям при ключе? Находим параллельную мажорную: предпоследний - пятый - бемоль это соль-бемоль. Тоника минорной тональности: соль-бемоль - полтора тона = ми-бемоль. Ответ - ми-бемоль минор.
Какие знаки в си миноре? Параллельный мажор = си + полтора тона = ре, значит ре мажор. Тональность диезная, потому что см. п.3 =>Число знаков (диезов) определяем согласно п.2.1 На полтона ниже ре лежит до-диез, значит, в ключе будут фа-до - два диеза.
|