За последние двадцать лет одним из наиболее интенсивно разрабатываемым понятием было и остается представление о вычислении (computing), кото- рое оказалось оснащенным комплексом дисциплин, состав и содержание которых непрерывно трансформируется (см. раздел Вступление в [8]). То- лько в самое последнее время специальной объединенной комиссией Ассо- циации по Вычислительной Технике (Association for Computing Machinery, ACM) и Компьютерным сообществом Института Инженеров по Электро- технике и Электронике (IEEE Computer Society) был представлен отчет, со- держащий рекомендации по преподаванию информатики (и computer science) и типовым учебным планам этой дисциплины. Вместе с тем и процесс науч- ного становления этой дисциплины нельзя считать завершенным.
Хорошо известно, что анализ такого емкого понятия, как ‘вычисление’ нуждается в подходящем понятийном запасе. Действительно, информатика шире, чем собственно компьютерные науки, а последние несводимы толь- ко к программированию. При обучении компьютингу в продвинутых курсах отбираются и подвергаются обсуждению только такие формализации, ко- торые напрямую способствуют изучению вопроса, как же решаются задачи в этих областях. Отличительной особенностью такого подхода является си- стематическое изложение круга вопросов вычислений с объектами – интен- сивно развивающегося направления, которое особенно важно для успешно- го применения информационных технологий.
Формальные средства вычислений с объектами действительно позволя- ют охватить все аспекты решения задач, начиная с их аккуратной поста- новки – чтобы прийти к правильно построенному решению, – вплоть до построения стратегий, которые приводят к решениям шаг за шагом (поша- говые стратегии), и указать аналитические методы, которые дают возмож- ность оценить и сравнить решения. Этот путь изучения вычислений формирует квалифицированных програм- мистов, поскольку именно программирование является той средой, которая используется для обсуждения всех указанных понятий. В частности, аппли- кативные вычислительные системы являются базовыми для развития мето- дов и средств вычислений с объектами, а последние нужны тем, кто заинте- ресован в изучении методов постановки, решения и анализа задач.