Способность компании выжить в условиях конкуренции, зависит от эффективности ее деятельности в сравнению с другими компаниями.

С понятием «эффективность» очень часто связывают понятие «рентабельность». Экономическая сущность эффективности заключается в том, чтобы:

получить максимальную отдачу (доход или выпуск продукции) при минимальном вложении ресурсов (усилий или капиталовложений).

Другими словами, соотношение между вложенными ресурсами и полученной отдачей должно быть настолько высоким, насколько это возможно.

Эффективность =

Вложенные ресурсы

Полученная отдача

Пример: для прохождения 100 км автомобилю требуется 5 литров бензина.

Вложенные ресурсы – это бензин.

Полученная отдача – количество пройденных километров.

Эффективность =

5 литров

= 0,05 л/км

100 км

В этом расчете результат должен быть как можно ниже (так, 0,05 лучше, чем 0,08).

Посмотрим на данную проблему с обратной стороны:

Следует стремиться к получению максимальной отдачи при минимальном вложении ресурсов.

Эффективность =

Отдача

Вложенные ресурсы

 

 

 

Эффективность =

100 км

= 20 км/л.

5 литров

При таком расчете результат должен быть как можно выше (20 км лучше, чем 17).

На сколько удовлетворителен полученный показатель эффективности, можно установить только путем его сравнения с результатами работы конкурента. В нашем примере это означает, что мы должны сравнивать автомобили одного класса, цены и т.д.

Если бы аналогичному автомобилю требовалось 0,04 л на 1 км, т.е. он мог бы проехать 25 км на 1 л бензина, то, очевидно, он был бы предпочтительнее (выгоднее) чем автомобиль из нашего примера.

Связующим звеном между эффективностью и рентабельностью являются деньги.

Это можно легко объяснить, используя данные из нашего примера:

Если бы 1 литр бензина стоил 1,2 евро, рентабельность рассчитывалась бы следующим образом:

Рентабельность =

6 евро

= 0,06 евро/км.

100 км

Рентабельность =

100 км

= 16,66 км / бензин на 1 евро.

6 евро

К рентабельности применяется такой же принцип, как и к эффективности. Автомобиль, требующий 0,06 евро вместо 0,08 евро на 1 км, более рентабелен.

Другими словами, автомобиль, заправленный бензином на сумму 1 евро, который может проехать 16,6 км, более предпочтительнее автомобиля, который проедет 14 км, используя тот же объем бензина.